Единый общероссийский номер детского телефона доверия:
Помощь в трудной ситуации
8-800-2000-122 (круглосуточно)
Уважаемые обучающиеся, родители (законные представители), педагоги!
В нашей школе оказываются следующие виды помощи в трудной жизненной ситуации:
- социальная помощь;
- психологическая помощь обучающимся и родителям (законным представителям);
- методическая помощь педагогам по работе с детьми "группы риска"
Социальная помощь
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей (законных представителей) между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям по защите их прав и предупреждения их нарушения.
Главные задачи социального педагога
1. Осуществлять раннее выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Диагностировать социальную ситуацию в школе.
3. Формировать у детей и их родителей (законных представителей) чувство ответственности за свои поступки, за семью и воспитание детей.
4. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать формированию негативного отношения к социальным порокам: алкоголизму, токсикомании, наркомании и т.п.
5. Вести работу по профилактике правонарушений и безнадзорности среди обучающихся школы.
6. Консультировать классных руководителей, родителей по вопросам социальной адаптации ребенка.
7. Вести просветительскую работу среди родителей (законных представителей) педагогических и правовых знаний.
Направления работы
1. Организация социальной работы (благотворительные акции, оказание социальной, педагогической, консультативной помощи семьям);
2. Защита и помощь ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим трудности в общении, адаптации;
3. Выявление и работа с неблагополучными семьями;
4. Работа с опекаемыми детьми, многодетными, малообеспеченными семьями, а также семьями, имеющими детей с нарушениями и трудностями развития, ограниченными возможностями здоровья;
5. Профилактическая работа (работа с детьми, имеющими нарушения в поведении и общении, работа с КДН и ЗП);
6. Работа с родителями: оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка, взаимодействие с родителями на мастер-классах.
Психологическая помощь
Зачем нужна школе психологическая служба?
Психологическая служба – необходимое структурное подразделение образовательного учреждения. Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявлять условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка.
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации, диагностики и коррекции. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях и способностях обучающихся, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.
Основные направления работы
- Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования обучающихся и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию у обучающихся познавательных и коммуникативных умений.
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками – по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, их развитием и воспитанием.
- Профилактическая работа направлена на решение задач предупредительного характера, предотвращающих наступление нежелательных психологических последствий в развитии ребенка: появления нежелательных черт характера, дурных привычек и наклонностей.
- Экспертная работа направлена на исследование специалистом (педагогом-психологом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных психологических знаний.
- Организационно-методическая работа направлена на обеспечение организационной основы деятельности специалистов, на повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов, участие в профессиональных сообществах.
Кому оказывается психологическая помощь?
• Обучающимся
• Родителям
• Педагогам
В состав психологической службы школы входят 2 педагога-психолога. Каждый специалист имеет отдельный кабинет, оборудованный в соответствии с требованиями к рабочему месту педагога-психолога. Один педагог-психолог работает с обучающимися 1-4 классов, другой – с обучающимися 5-9 классов.
Методическая помощь педагогам
Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах. Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы. Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение занятий по интересам, секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу и социальному педагогу для оформления запроса по работе с такими детьми (специалисты должны дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося.
Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
Каждому классному руководителю необходимо:
- запланировать мероприятия по профилактике правонарушений в классном коллективе: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
- вести индивидуальную работу с ребенком и его родителями.
Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
• нарушение Устава школы;
• нарушение дисциплины на уроке;
• прогулы учебных занятий;
• драки, грубость, сквернословие;
• курение;
• употребление спиртных напитков;
• совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
• совершение преступления;
• систематическая порча государственного и личного имущества;
• издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
• единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
• совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
Постановка на учет возможна:
• по заявлению классного руководителя;
• в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
• в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
Предоставление документов для постановки на учет.
1. Характеристика на учащегося.
2. Акт посещения на дому.
3. Информация о профилактической работе с несовершеннолетним.
4. Выписка оценок за текущую четверть.
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Для того, чтобы снять с учёта в результате положительной работы необходимо в школьный Совет профилактики предоставить:
• Заявление классного руководителя.
• Характеристику на несовершеннолетнего.
• Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата.
• Выписку оценок из классного журнала.
Способы и формы работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»
1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.
4. Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.
5. Регулирование отношений с семьёй.
6. Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.
7. Дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
Педагог-психолог
Служба школьной медиации
Школьная служба примирения (медиации) является объединением педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в школе.
Медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми - школьниками, между детьми и взрослыми. Подростки и дети часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.). Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня конфликтов в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. В процессе медиации стороны обычно вырабатывают соглашение, заключают договор.
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды.
Служба школьной медиации как команда взрослых и обучающихся стремится
- к распространению среди обучающихся, родителей (законных представителей) и учителей цивилизованных форм разрешения конфликтов.
- к помощи в разрешении конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации.
- к снижению количества административного реагирования на правонарушения.
Если вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас ударили и вы знаете обидчика, вы можете обратиться в службу школьной медиации
Школьная медиация - это новый подход к разрешению и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций на всех уровнях системы российского образования.
Особенность метода - привлечение к урегулированию конфликта человека извне, нейтрального и беспристрастного, которого называют медиатором. Роль школьных медиаторов могут выполнять учителя, психологи, социальные педагоги и ученики («группы равных»), прошедшие специальную подготовку. Медиатор должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и выработки совместного решения, отражающего их интересы.
Медиация - носит конфиденциальный характер.
Условия, при которых конфликтная ситуация может быть рассмотрена службой
1. Стороны признают своё участие в конфликтной ситуации (но необязательно признают свою неправоту) и стремятся её разрешить.
2. Сторонам больше 10 лет.
3. Стороны не употребляют ПАВ и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки).
4. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась (и на время рассмотрения службой не будет передана) в другие структуры (педсовет, совет по профилактике, обсуждение на классном часе и т.п.).
На встрече выполняются следующие правила
1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Уполномоченный по правам ребёнка в Алтайском крае
КАЗАНЦЕВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
АДРЕС:
656035, г. Барнаул, просп. Ленина, 59
ТЕЛЕФОН:
8 (3852) 29-51-60
ФАКС:
8(3852) 35-69-19
E-MAIL:
deti@alregn.ru
Куда ещё можно обратиться
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Бийска
Председатель комиссии:
и.о. начальника МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» Мелихова Антонина Григорьевна
телефон: 8(3854) 326781
e-mail: kdn@biysk22.ru
Ответственный секретарь комиссии: Дьяконова Лариса Валерьевна (заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав)
телефон: 8(3854) 326729
e-mail: kdn@biysk22.ru
Адрес комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Бийска
ул. Ильи Мухачева, 117, г. Бийск, Алтайский край, 659300